Ответственный за проведение профориентационной работы:
- Осипова Наталья Васильевна, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Документы:
ПРОФМИНИМУМ — КОРОТКО О НОВШЕСТВАХ
С 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях с 6 класса вводится ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ — единая модель профориентационной деятельности, разработанная Министерством просвещения Российской Федерации. В ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Таким образом продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы. Минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
Профминимум в нашей школе будет связан с использованием ресурсов федерального проекта «БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ» и включать в себя:
- использование дополнительных материалов в урочной деятельности с целью профессионального окрашивания уроков по различным предметам;
- внеурочную деятельность «РОССИЯ — МОИ ГОРИЗОНТЫ», предусматривающую один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога-психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
- воспитательную работу (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности,
- дополнительное образование (посещение ОДОД с учетом склонностей и образовательных потребностей);
- взаимодействие с родителями или законными представителями.
Профориентационная работа в школе № 585 – важная составляющая работы воспитательной службы в целом. В ней задействованы все субъекты образовательного процесса: учащиеся (прежде всего выпускных классов), родители, классные руководители, учителя-предметники, психолог, администрация школы.
Целью данной работы, на наш взгляд, является всестороннее знакомство учащихся с миром профессий и рынка труда, а также адекватная оценка учащимися своих интересов и возможностей, что будет служить залогом осознанного и самостоятельного выбора выпускником своей будущей профессии. Принцип осознанности к выбору своей профессии проходит «красной нитью» через всю систему профориентационной работы. Именно это и диктует использование разнообразных методов работы.
В школе с 7-го класса реализуется проект "Профпробы", основной целью которого является предпрофильная подготовка. Чтобы избежать последствий необдуманного выбора профиля в 10 классе, а также случайного набора экзаменов для ГИА, который для десятиклассников в случае неосознанного подхода к этому вопросу часто оборачивается учебными и психологическими перегрузками, мы вводим собственные практико-ориентированные мероприятия. В ходе курса внеурочной деятельности "Россия - мои горизонты" в 6 классе ребята уже познакомились со многими понятиями профориентации, и далее мы переходим непосредственно к профпробам, опираясь на собственные профориентационные ресурсы.
Нами выбраны для погружения в мир профессий следующие сферы: IT-технологий, медиа и юридическая. За 7 класс в ходе внеурочных занятий по программе «Профпробы» учащиеся пробуют себя по очереди в каждом из направлений. Учитель информатики ждëт ребят на профпробах по основам программирования, веб-разработок, азам графического дизайна. Задача педагога по медиа-направлению - показать, а затем дать попробовать побыть сотрудником редакции школьного вестника, админом школьного сайта и страницы в соцсетях, экскурсоводом школьного музея. Учитель истории и обществознания в своей предпрофильной деятельности помогает ребятам испытать себя в роли юриста, экономиста и других специалистов соц-эконом сферы.
Начиная с 8 класса в предпрофильную деятельность активно включаем сотрудничество с учреждениями СПО, посещаем выездные профпробы и мастер-классы в соответствии с понравившимися детям направлениями. В 9 классе продолжаем посещение колледжей, активно добавляя ВУЗы, подбираем заинтересовавшимся ребятам и рекомендуем родителям организовать посещение различных курсов, каникулярных программ партнеров.
К 10 классу у каждого учащегося в идеале или есть приоритетное для поступления в колледж направление, или понимание, по какому профилю нужно продолжить обучение в 10 классе. Опираясь на профориентационные портфолио, которые ведутся детьми под руководством кураторов с 7 по 9 класс, и мотивационные письма кандидатов на продолжение обучения в школе, мы формируем 10 профильный класс, разделяя его на социально-экономическое и техническое направление.
Подготовка к выбору профиля — это лишь часть работы.
В образовательную программу 9 классов включен элективный курс «Психологическое сопровождение выбора профессии в школе», где учащиеся на протяжении всего учебного года изучают при помощи диагностики свои профессиональные интересы и склонности, возможности и мотивы, знакомятся с миром профессий и рынка труда. В конце учебного курса каждый учащийся имеет собственное портфолио, составленное по результатам диагностики.
Профориентационные экскурсии – знакомство с различными профессиями «в живую». Ежегодно учащиеся школы №585 выезжают с экскурсиями на различные предприятия или общественные структуры. За последние годы мы познакомились с жизнью таких предприятий как «Равиолло», «Чупа-Чупс», а также с жизнью Театра им. Ленсовета, пожарной части и даже с работой Законодательного Собрания.
Ежегодно в школе проходит День Самоуправления, где старшеклассники пробуют себя в роли учителей и завучей школы.
Экскурсии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования. Ежегодно учащиеся выпускных классов школы не только посещают Ярмарки учебных мест, но и выезжают на экскурсии в различные образовательные учреждения Кировского и Красносельского района.
Кроме того, представители различных учебных заведений выступают перед выпускниками, рассказывая об учебном заведении, профессиях, которые можно получить в данном ОУ, возможностях трудоустройства и условиях поступления.
Наши ученики всех параллелей участвуют в различных конкурсах и играх, связанных со знакомством с миром профессий.
Кроме этого, психологом школы проводятся индивидуальные консультации по профориентации по запросу учащихся и родителей.
Таким образом, в организации данной работы задействованы все субъекты образовательного процесса- выпускник, родители, классные руководители, служба психологического сопровождения, администрация школы. А значит можно говорить о наличии в нашей школе СИСТЕМЫ профориентационной работы.
Это позволяет, на наш взгляд, решать главную цель - повысить осознанность учащихся в выборе будущей профессии.
Главное, чтобы будущий выпускник по-настоящему задался вопросом: «А какая профессия будет МОЕЙ?».
СПИСОК САЙТОВ, НА КОТОРЫХ МОЖНО ПРОЙТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОФЕССИОГРАММАМИ И ПОЛУЧИТЬ ДРУГУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
- http://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/samoopredelenie-i-professionalnaya-orientaciya-obuchayushihsya – Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию страница «Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся» (дата обращения: 22.03.2023)
- https://bvbinfo.ru/ – Цифровая платформа Федерального проекта по ранней профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» (дата обращения: 22.03.2023)
- http://www.trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ. Содействие в поиске работы (дата обращения: 22.03.2023)
- http://www.proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии» (дата обращения: 22.03.2023)
- https://www.proffuture.ru – сайт «Сделай шаг к профессии мечты» Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Каникулы с проектом «Профессионалы будущего» – это возможность познакомиться с миром профессий, лучше узнать себя и научиться новому, встретиться с экспертами индустрии, получить полезные советы по успешному карьерному старту и найти профессию своей мечты. (дата обращения: 25.08.2022)
- https://proforientator.ru/tests/#tocontent – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Тесты на профориентацию (дата обращения: 22.03.2023)
- https://proforientator.ru/professions/#tocontent – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Описание профессий (дата обращения: 22.03.2023)
- https://mycareer.prosv.ru - издательство «Просвещение». Как определиться с будущей профессией? Пособие «Моя будущая профессия» (дата обращения: 22.03.2023)
- http://www.e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров (дата обращения: 20.03.2023)
- http://www.profguide.ru – Центр профориентации ПрофГид - гид по профессиям (дата обращения: 21.03.2023)
- https://new.atlas100.ru Атлас новых профессий (дата обращения: 22.03.2023)
- https://new.atlas100.ru/users – Атлас новых профессий для школьников и родителей (дата обращения: 22.03.2023)
- http://atlas100.ru/catalog – Атлас новых профессий. Каталог профессий (дата обращения: 23.03.2023)
- http://box.atlas100.ru/ – «Мир профессий будущего». Наборы настольных игр (дата обращения: 21.03.2023)
- https://navigatum.ru/kp/ –Образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум». Игровые инструменты профессионального и личностного самоопределения. Системная профориентация от 3,5 лет до 65+ (дата обращения: 22.03.2023)
- https://dumspb.ru/opor-center/professionalnomu/– Опорный центр содействия профессиональному самоопределению детей и молодежи ГБНОУ Дворец учащейся молодежи СПб (дата обращения: 22.03.2023)
- http://www.zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата» (дата обращения: 22.03.2023)
Нормативная база профориентации
Федеральные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Паспорт национального проекта «Образование», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16);
- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413;
- Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденная решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018;
Региональные документы:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р;
- Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164;
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы», утвержденная распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 № 105-р;
- Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга, утвержденная вице-губернаторами Санкт-Петербурга И.П. Потехиной, А.В. Митяниной, В.Н. Княгининым (декабрь 2019 года).